В 2020 году в России планируется проведение общенародного референдума с целью внесения дополнений и поправок в Конституцию, основной закон страны. Для этой цели была создана Рабочая группа, которая проводила основную работу по представлению и обсуждению поправок. Свои предложения могли также прислать граждане России. Я решил поучаствовать в этом важной процессе, и послал свое предложение в Рабочую группу через Общественную палату РФ. Мое предложение было таким: «Основной идеей и целью развития России является культурное и природное достояние населяющих ее народов, сохранение и преумножение единого культурно-природного комплекса, как наследия и завещания наших предков». Фактически это есть предложение национальной идеи для нашей страны. В основе вектора развития России должны быть  духовно-нравственные ценности, а материальные и экономические установки вторичны. Все это приложится, было бы к кому и чему прикладывать.

   На основании каких представлений возможно говорить о едином культурно-природном пространстве, как национальной идее для России? Первый шаг я сделал публикацией статьи под название «О задачах творческой, исторической мысли» в журнале «Признание» за декабрь 2017 года. Тогда я рассмотрел собственный творческий процесс и обратил внимание читателей на книгу русского философа Николая Александровича Бердяева «Судьба России». Это был один самых ярких и влиятельных русских мыслителей первой половины 20-го века. Мысли о России, проникнутые философской интуицией, пришли Николаю Бердяеву во время мировой войны 1914 года. Он полагал, что итогом войны будет решение вековых проблем России, открытие ее мессианских  общемировых духовных начал. «Мировая война остро ставит вопрос о русском национальном самосознании. Русская национальная мысль чувствует потребность и долг разгадать загадку России, понять идею России, определить ее задачу и место в мире». Бердяев пишет свой судьбоносный труд, когда рушится Российская империя и происходит катастрофа Октябрьской революции 1917 года. «Великой России уже нет и нет стоявших перед ней мировых задач … Все переходит в совершенно иное измерение … Все изменилось вокруг в мире и нужны уже новые реакции живого духа на все совершающееся …». Однако, по мнению автора, «идея России остается истинной и после того, как народ изменил своей идее, после того, как он низко пал… Россия, как Божья мысль, осталась великой, в ней есть неистребимое онтологическое ядро».

   Что же изменилось в мире за 100 лет, что прошли с момента появлении книги «Судьба России»? После первой мировой войны произошла Великая Отечественная война 1941-1945 гг., а сегодня мы являемся свидетелями войны с мировым терроризмом. Борьбу с пандемией коронавируса в начале 2020 года также можно приравнять к общемировым боевым действиям. Однако, основные вопросы, поставленные Н.Бердяевым, остаются без ответа. Мы не смогли разгадать загадку России и понять идею России. Как мы можем определить роль нашей страны в общемировых процессах, если сами не знаем, в какую сторону движемся. В сторону социально государства, что прекрасно. Но это не ответ на вопрос Бердяева, который требует максимальной глубины понимания России. Все это время идея России находится на каком-то неосознанном уровне. Но она, безусловно, есть в нашей жизни. Иначе как можно объяснить помощь нашей страны народу Сирии в борьбе с международными террористами, или отправку военных вирусологов в Италию для преодоления катастрофических  последствий пандемии коронавируса. Не все здесь можно объяснить вопросами геополитики. В наши дни русская идея проявляется в таком сжатом, урезанном виде, как патриотизм, что означает любовь к родной земле, к Отечеству. Между тем, Бердяев пишет об этом: «Как человек должен относиться к земле своей, русский человек к русской земле? Вот наша проблема… Прежде всего человек должен любить свою землю, любить во всех ее противоречиях, с ее грехами и недостатками. Без любви к своей земле человек бессилен что либо сотворить, бессилен овладеть землей. Без стихии земли мужественный дух бессилен…». Что означает тот факт, что Россия самая огромная страна в мире? Это означает колоссальный потенциал женственности в русском народе и народах России и неутраченную связь с Богом. Народы России не потеряли эту энергию в веках, сохранили свою страну и возможность для раскрытия русской идеи в полной силе. По мнению Бердяева в современной ему России был дефицит мужественности, и он ставил в пример Европу, где мужественность проявила себя через рыцарство. Он предполагал, что «мужественность русского народа не будет отвлеченной, оторванной от женственности, как у германцев». Как возможно определить мужественность и женственность в понятных для нас определениях и категориях? Я считаю, что мужественность – это фактор изменчивости, развития, эволюции. Более конкретно этот фактор проявляется как культура. В широком смысле культура – это искусственно созданный мир, все накопленные достижения человека. Очевидно, что культура – результат эволюционного развития. А женственность – прежде всего постоянство, консерватизм, определяющие первичные настройки, данные человеку Создателем. Мужественность и женственность – это то, что необходимо для возникновения новой жизни и ее продолжения. Современная Европа отказывается от этих первичных качеств человека. И уже Россия становится оазисом нормальности в современном мире, тем животворным источником, к которому захотят прильнуть многие народы. «Или мы останемся какие есть, или нас не будет», - так ответил один Римский папа в 16-м веке на предложение радикально изменить христианский символ веры.          

   Вернемся вновь к книге «Судьба России». Николай Бердяев словно передает эстафету творчества будущим поколениям, «нужна новая … русская идея, идея творческая, обращенная вперед, а не назад». По его мнению, «возрождение России к новой жизни может быть связано лишь с активными и творящими путями духа, с раскрытием Христа внутри человека и народа …». Говоря о Душе России, Бердяев пророчески замечает, «мужественный дух потенциально заключен в России пророческой … внутренне  он соединится с женственностью русской земли».

   Ровно пять лет назад, весной 2015 года, мне пришла творческая идея о необходимости создания в нашей стране новой социальной сети – Заповедники (Z). Это своеобразный заповедник для людей, где культура способна соединиться с природой в единый комплекс. В 2017 году идея соц.сети Заповедники была опубликована в журнале «Заповедные острова» №16. На мой взгляд, подобный заповедный культурно-природный подход способен в полной мере раскрыть всю глубину русской идеи, и с успехом представить Россию во всем мире. Прогресс невозможно остановить и отменить. Что может ожидать человека в эру цифровой экономики, новой социо-культурно-экономической реальности в современном мире. Многие привычные профессии исчезнут, и за человеком останется способность к творческой работе. Социальные сети стимулируют творчество, и позволят человеку остаться человеком в мире искусственно интеллекта.

   Мы говорим, что Россия – это своя, особая цивилизация, которая может существовать лишь в виде независимого государства. И здесь на первой место выходит субъектность. Субъектом является тот, кто мыслит и действует независимо. Субъект сживается, срастается с идеями — он становится идеями, и они становятся им. По мнению российского философа Александра Дугина «русский субъект — то, чего нет. Мы не любим субъектности, не культивируем ее. У нас был целый класс носителей субъектности (княжество, боярство) — горделивые, опирающиеся на себя монархические личности, которые стремились подчинить максимальное число фрагментов внешнего мира.

Есть также коллективная субъектность народа — когда субъект не индивидуум, а крестьянская община, мир. Это тоже непросто …  Обе эти субъектности были утеряны».

В свое время Николай Бердяев отрицал мужественность у русского народа, а сегодня Александр Дугин говорит об отсутствии субъектности. В этой ситуации важно осознавать, что человек это культурное и природной существо. И через осознание этого проявляется способность к творчеству.

 Александр Лотов, сотрудник Алтайского заповедника

https://zen.yandex.ru/media/id/5e379461feb8b677a6d4f474/kultura-i-priroda-kak-edinyi-kulturnoprirodnyi-kompleks-5ef30f47d14b2211aa7ac91a

Вход