Яблочные заповедные сады

  Горная тайга, обрамляющая Телецкое озеро, надежно хранит историю наших предков. Человек с глубокой древности предпочитал селиться на более удобных местах. Озерные террасы - прекрасное место для проживания и ведения хозяйства. Тысячелетия сменяют друг друга, постепенно исчезают и следы жизнедеятельности древнего человека. На местах первобытных поселений строятся поселки и туристические базы, но земля хранит свидетельства прошлых эпох и время от времени случайные находки приоткрывают для нас завесу тайны. Много древних вещей найдено в окрестностях Телецкого озера. Это и курганные могильники и бронзовые ножи и керамическая посуда IV-V веков до нашей эры. Все эти находки указывают на то, что в древности жизнь кипела на берегах Телецкого озера. Проживавшие здесь племена охотились и рыбачили, разводили скот и строили жилища. В XVII- XVIII вв. происходит активное освоение Алтая. Первые путешественники наряду со сбором сведений о флоре, фауне и полезных ископаемых фиксировали нравы, обычаи и хозяйственные занятия местного населения. Русские письменные документы этого периода сообщают о наличии земледелия у всех северных алтайских племен. Кумандинцы, челканцы и тубалары обрабатывали землю мотыгами. Из посевных культур возделывался ячмень, конопля, изредка пшеница. Упоминается и применение орошения в Чулышманской долине.
В 1828 году Святейший Синод издал указ об учреждении Алтайской Духовной Миссии, первоначальной целью которой было распространение и укрепление христианства среди алтайцев, обучение их земледелию и оседлому домохозяйству. В 1864 году был основан Чулышманский Благовещенский мужской монастырь с целью создания форпоста православия, откуда можно было распространять христианскую веру среди язычников. Во время революционных событий 1918 года монастырь было приказано закрыть. В 1920 году монастырские земли было решено передать коммуне «Свободный труд». В монастыре еще жили монахи, это привело к противостоянию. В ночь с 19 на 20 декабря 1921 г. коммуна «Свободный труд» была разгромлена бандитами. На месте гибели коммунаров сегодня стоит памятник. А на месте бывшего монастыря остались только фундамент да православный крест. И именно здесь, в монастыре, берет свое начало история развития садоводства на Телецком озере.
Климат
Климат Телецкого озера и его бассейна относится к континентальному и характеризуется продолжительной зимой и непродолжительным влажным летом. На озере есть благоприятные условия для развития местных типов циркуляции: фенов, бризов и горно-долинных ветров, что создает в долине Телецкого озера особый вид климата: озерный. Климат и метеорологические условия, отличающие долину Телецкого озера, определяются наличием изолированной горной котловины с большой массой воды и циркуляцией воздушных масс. Именно благодаря ему в этих местах стало возможно возникновение и развитие садоводства. Здесь нет сильных морозов и резких колебаний температуры характерных для континентального климата Сибири. Нигде в Сибири нет ни одного уголка с такими благоприятными условиями для плодовых деревьев. Яблоки, сливы, виноград, орех, груши цветут и плодоносят в окрестностях Телецкого озера, тогда как в тридцати-сорока километрах от садов не вызревают и традиционные сибирские овощи. Отсутствие в окрестностях Телецкого озера сибирских морозов большой продолжительности и постоянно дующие в холодный период ветра южного направления («верховки») позволяют выращивать здесь яблоки и груши крупноплодных сортов. Почвенные условия приозерных террас достаточно благоприятны для выращивания большинства плодовых культур. Благоприятствует садоводству и своеобразный ветровой режим озера. Фены Телецкого озера относят к классическим, связанным с переваливанием воздуха через горные хребты под воздействием общего переноса в атмосфере и нагревании при спуске.

Подробнее...

Яблони в Яйлю

Палатки поставили прямо в саду за посёлком у четвёртой речки. Место укромное, уютное, удобное. Дрова, вода, тишина. Озеро – рукой подать.

Чуть шумит пожелтевшая листва яблонь и берёз. Вдали краснеют-красуются рябины. По-летнему изумрудная трава не примята, не истоптана. Вокруг яблонь выкошена – сено заготовили и вывезли в посёлок. Чистый свежий воздух пьянит и бодрит. Утром будит

налетающая порывами верховка, обещая ещё один хороший денёк.

Яблони как нельзя кстати на уютной поляне. Они вписаны в ландшафт его украшением. Словно кружатся в чудесном вальсе, затянувшемся на десятилетия. Раскидистые кроны трепещут поредевшими янтарными листьями. Румяные плоды, прогретые приветливым

яйлинским солнцем, притягивают взгляды, прогоняют печаль-тоску.

Где-то так уже было… На заре времён… Яблони спешат рассказать свои истории тем, кто прислушается.

- Было, было, было, - шепчут листья.

- Давным-давным-давно, - колышутся ветви.

- Радовались, смеялись, заботились, - качаются кроны.

- Теперь иногда, случайно, - гудят неторопливые пчёлы.

- Зима, скоро зима, - скрипят старые сучья.

- Споют песни птицы, - мечтают юные побеги.

- Ветер тоже споёт, - обещает верховка.

- И Озеро споёт, - шумит вдалеке прибой.

- Как давным-давным-давно, - вздыхают деревья.

- Когда всё было, было, было, - грустит опустевший сад.

А вокруг оживает тайга. Наконец-то год выдался урожайный. Посвистывают бурундуки,

кричат кедровки. Тёмные намокшие шишки выброшены на берег прибоем…

Жители посёлка торопятся завершить бесконечные осенние дела. В саду, на огороде, у

Озера…

Медово-багряные канадские клёны присоединяются к ускользающим в танце

изящно-воздушным яблоням. И они кружатся вместе в вихре вальса…

ИринаВолкова (Барнаул).5.10.2011

Правильное образование. В.А.Чудинов.

  На мою почту пришла серия вопросов от Александра Викторовича Лотова с Алтая из посёлка Яйлю. Он попросил меня оценить серию учебников, список и наиболее яркие положения которых он внёс в Приложение, назвав свой вопросник «Правильное образование». Давать рецензию на книгу, располагая только одним процитированным из нее предложением, в науке не принято, однако об общей направленности подобной подборки я высказался в моих ответах на поставленные вопросы.

Первый вопрос: Здравствуйте, Валерий Алексеевич! Я живу в поселке Яйлю, что находится на берегу Телецкого озера (это территория Алтайского заповедника), здесь живет не более 200 человек, считая взрослых и детей. Недавно я провел небольшой опрос и убедился, что люди лучше знают древнегреческую мифологию, нежели древнерусскую. В большинстве случаев опрашиваемые вообще не могли назвать ни одного древнерусского божества. Поэтому нашу беседу я предложил бы начать с темы школьного образования: как сегодня российские школьники изучают историю и культуру Древней Руси? В Яйлинской основной школе я нашел некоторые учебники на эту тему. Отмечу материал, который меня заинтересовал.

В первую очередь - это учебник «История России 9 -17 века» (6 – 7 классы), где говорится о колонизации Восточно-Европейской равнины славянами, которые были вытеснены из Западной Европы другими народами. Есть варвары и славянский мир, и эти миры разделены. Макошь здесь предстает иранским божеством, перешедшим к славянам от потомков сарматов. Обычаи и верования восточных славян помещены в параграфы, отмеченные специальными значками – исторические частности, либо материал, выходящий за границы школьного курса!

Заметной книгой дополнительного образования является книга «Древняя Русь» (из серии «История России»). У меня сложилось впечатление, что в этой книге легко запутаться, особенно ребенку. Это не смотря на то, что повествование построено в форме исторических художественных рассказов.

Особо хочется отметить книгу «Родная старина», произведение известного русского педагога В.Д. Сиповского. «Комментарии» к этой книге написаны канд. исторических наук Е.И. Кильсеевой, где можно увидеть насколько историческая наука и педагогика продвинулась в изучении и понимании темы Древней Руси. Автор «Комментариев» применяет в отношении славянской мифологии термин «туманная».

Рассказывая о славянах, В.Д. Сиповский пишет о «тяжелой и непроглядной жизни первобытных диких поселенцев Европы». Далее он употребляет эпитет «жалкая жизнь». Завершает же древнеславянскую тему словами «темная языческая старина». Хотя автор пишет и много положительного о славянах, но все равно чувствуется какое-то «темное», мрачноватое отношение к теме наших предков.

История Древней Руси представлена на диске «Духовная культура», части 1 и 2. В оглавлении CD-дисков написано: «Электронные книги посвящены увлекательной и безграничной теме – истории духовных, религиозных исканий человечества. Известно, что во все времена религиозные представления и религиозные учения играли огромную роль в жизни человеческого общества. И было бы непростительной ошибкой в век компьютерных технологий оставить без внимания великое духовное наследие прошлого…». В этом электронном издании в частности используется книга Р.К. Баландина. «100 великих богов» ( М.: Вече, 2004).

Валерий Алексеевич, что вы можете сказать о школьных учебных программах по истории и культуре Древней Руси? Наши давние предки на самом деле пришли в Европу из Азии, Иранского нагорья и потеснили ее древнейших обитателей?

Ответ: К большому сожалению, в XVIII веке в связи с «открытием окна в Европу» было «закрыто окно в древнюю Русь». Академиками от истории у нас стали приглашенные из Европы Миллер, Байер и Шлёцер. Они насадили тот самый европейский взгляд на историю России, который сейчас воспроизводится в массе книг, в том числе и в процитированных, о том, что славяне были «дикими племенами», которых «вытеснили» (читай – выгнали) из стран Европы. Даже нынешний патриарх Московский и всея Руси Кирилл недавно заявил, что «диких славян привела к цивилизации только христианская вера». Так что насаждается заведомо ложная историческая картина о том, что и славяне вообще, и конкретно русские были дикими изгоями Европы, ведущими «тяжелую жизнь».

Подробнее...

Люди заповедного дела России. Беседа с Н. Р. Данилиной

Наталья Романовна Данилина, директор ЭкоЦентра «Заповедники», Вице-председатель Всемирной комиссии по охраняемым природным территориям (МСОП/IUCN) c 1993 по 2008 гг.

 Н.Р. Данилина по специальности зоолог. Закончив Московскую ветеринарную академию, начала свою трудовую деятельность на Сахалине, в звероводческой хозяйстве.С заповедными территориями ее связаларабота во ВНИИ охраны природы и заповедного дела МСХ СССР, где с 1979 года она участвовала в разработке теории заповедного дела, практическом обосновании создания новых заповедников, в частности Командорского, и организации работы по повышению квалификации руководителей государственных заповедников.

После создания в стране системы природоохранных органов в 1988г. Наталья Романовна пришла на работу в Госкомприроды СССР (затем Госкомприроды России, Минприроды России ). Это былважный период ее биографии. Здесь за восемь лет она прошла путь от ведущего специалиста до начальника Главного управления заповедного дела. При активном участии Натальи Романовны велась разработка Федерального закона об особо охраняемых природных территориях, и немало сил было затрачено ею для, буквально, «пробивания» проекта этого закона через все мыслимые и немыслимые препятствия, которые возводились на его пути. Закон был принят в 1995. По инициативе Данилиной Управление разработало Федеральную целевую программу государственной поддержки государственных природных заповедников и национальных парков. Правительство приняло Программу в 1994 году, что сыграло важную роль в развитии заповедной системы в 90-х годах.

В 1994 г. Минприроды организует разработку проекта ГЭФ «Сохранение биоразнообразия Российской Федерации», реализация которого в впоследствии оказало очень существенную поддержку российским заповедникам и национальным паркам. Одним из разделов проекта устанавливалась необходимость создания национального центра по координации и развитию экологическому просвещению, формированию в России общественной поддержки ООПТ. Этот вопрос возник неслучайно, ведь несмотря на то что Россия обладает бесценным богатством - заповедными природными территориями, большинство рядовых россиян этого просто не понимают. Словом, на повестку дня вышел не столько вопрос о том, как сохранить дикую природу, сколько вопрос осознания обществом необходимости ее сохранения – без этого любые попытки сберечь природное наследие были бы заранее обречены на провал.

Именно с этой целью в 1996 году, по инициативе Натальи Романовны, был образован Эколого-просветительский центр «Заповедники» (www.wildnet.ru). Цель создания ЭкоЦентра была определена так: объединение профессионалов заповедного дела и их единомышленников для формирования в обществе понимания ценности особо охраняемых природных территорий. Работа началась в рамках проекта Всемирного фонда дикой природы (1996-1999). Первым шагом стало создание курсов и семинаров для повышения квалификации «заповедных просвещенцев» - сотрудников ООПТ, которые регулярно проводятся и по сей день. В 1998 г. была разработана и начала внедряться Концепция работы государственных природных заповедников и национальных парков по экологическому просвещению населения.

Подробнее...

Вход