История Арго

Илья Кочергин

Рождение Арго, рис.В.ПавлушинВысоко в горах, в широкой межгорной котловине живут горные бараны Аргали. По котловине протекает большая река, которую питают быстрые притоки, берущие начало на заснеженных вершинах. Здесь в апреле появился на свет маленький Арго, сын сильного и опытного барана, вожака небольшого стада.

Первые три дня Арго лежал между камней под защитой матери, привыкал к этому миру. Когда Арго смог следовать за матерью, они вернулись в стадо, где было гораздо безопасней. Вожак внимательно оглядывал окрестности, чтобы ни снежный барс, ни волки, ни люди не подобрались незамеченными. Жизнь в горах сурова и опасна, острое зрение и чуткость не раз спасали Аргали от смерти.

Мать же полагалась на своего защитника и могла уделить сыну больше внимания, заслонить от холодного ветра, накормить жирным молоком, хотя и она время от времени поднимала голову, прислушивалась и приглядывалась.

Отец Арго опасался не только барса или волка, - Аргали тысячи лет жили бок о бок со своими врагами и становились лишь быстрее, внимательнее, осторожнее. Даже от людей с их ружьями можно было укрыться. Вожак стада опасался того, кто был стремительнее, сильнее и безжалостнее любого хищника – огромной грохочущей птицы, которая всё чаще появлялась рядом с их долиной. От неё не могли уйти ни стремительные косули, ни маралы, ни могучие медведи, не могли спастись горные козы-буны на своих отвесных скалах.

Грохочущая птица, проходя совсем низко над какой-нибудь узкой долиной, выгоняла животных на перевал, где в засаде прятались люди с ружьями. Или настигала их на пологих склонах гор, и выстрелы раздавались сверху.

Не зря беспокоился отец Арго, не зря прислушивался, пытаясь издали угадать рёв грохочущей птицы. Не прошло и недели с рождения крохотного нового Аргали, как ягнёнок впервые услышал этот страшный звук.

Маленькое стадо укрылось под навесом скалы, но рёв нарастал всё сильнее и сильнее, рождая страх, желание бежать. Аргали испуганно фыркали. Ещё немного и они бы сорвались все и понеслись в слепом страхе от опасности, от которой не убежишь, которая сильнее и быстрей, чем любой зверь. Сколько бы их осталось после этой смертельной погони? Уцелел бы Арго?

И тогда отец Арго, вожак вышел из укрытия один. Понёсся в сторону от скалы, дальше, дальше, отводя врага от своего стада, от маленького нового Аргали. Он бежал по склону, не выбирая укромных мест, не стараясь скрыться.

И птица увидела его, изменила свой полёт, отвернула от скалы, за которой осталось стадо, пошла наперерез добыче. Потом, догнав, полетела рядом, и они скрылись на другой стороне склона. И почти сразу зазвучали выстрелы.

Арго больше не видел отца, маленькое стадо Аргали осталось без вожака. Но в их горную котловину грохочущая птица этой весной больше не прилетала. Гудела несколько раз далеко в стороне, горные бараны поднимали головы, прислушивались, но рёв вскоре стихал.

Неделя за неделей с неба ярко било солнце. Иногда налетали густые метели, но снег всё больше сдавался под натиском солнечных лучей – сугробы мелели, расползались, южные склоны гор вскоре изменили цвет – из белых стали жёлтыми.

Подробнее...

Письма животным.

В 2017 году вышла в свет книга доктора педагогических наук, Натальи Александровны Рыжовой – «Экологический проект. Здравствуй соболь, как живешь?», где описана авторская методика ознакомления детей с животными с учетом идей экологического образования. Расскажу о смысле «писем животным», используя выдержки из этой книги.

  Н.А.Рыжова вела уроки экологии в начальной школе, и однажды ей пришла мысль сравнить место обитания животного с его «адресом», а экологическую нишу – с «профессией». Появилась идея: если есть адрес, то почему бы не предложить детям написать письма животным (прежде всего тем, которые им больше всего нравятся). Идея оказалась плодотворной. Сочиняя адреса зверей, птиц, земноводных школьники усваивали большой объем разнообразной информации: где обитают животные (нужно было, например, оценить по географической карте расстояние до места жительства адресата), с какими растениями и как связаны и т.п. Дети изготавливали конверты, рисовали на марках портреты любимых животных, составляли для них меню. Заодно они выясняли, кто чем питается, и осознавали, что зверей, птиц нельзя кормить «человеческой» пищей, определяли «профессию» животного (его роль в природе). А затем уже сочиняли тексты. Дети сочиняли письма с огромным энтузиазмом. Но вскоре Н.А.Рыжова поняла, что все ученики с нетерпением ждут от животных ответов. Причем каждый – от своего адресата. Дети с удовольствием приняли правила игры и не хотели из нее выходить. И тогда автору пришлось, используя свою профессиональную естественнонаучную подготовку и материалы научной литературы, сочинить тексты писем от имени животных. Звери и птицы «рассказывали» о себе, «исправляли» ошибки ребят. (Оказалось, что это гораздо эффективнее, чем, если бы это сделал взрослый.) Особенно детям нравилось то, что общение получалось на равных. Звери, например, задавали неожиданные вопросы. Горилла рассказывала о том, как страшно кричит вожак стаи в случае опасности, и интересовалась, как поступает в такой ситуации учитель, дельфин выяснял, какую рыбу больше всего любит ученик, хомяк советовал детям почаще «надувать щеки», вдруг появятся удобные защечные мешки для хранения запасов!

 Со временем стали писать письма во многих школах и детских садах страны, а затем и в учреждениях дополнительного образования и в эколого-просветительских центрах ООПТ. Письма животных вызывали огромный эмоциональный отклик у ребят. Они очень ждали их, радовались, когда читали. Внедрение новых технологий в образование внесло новые дополнения в проект: письма стали отправлять не только обычной почтой, но и по электронной почте. 

Письма барану Арго

Подробнее...

Вход